Кабинет
ОБЖ МБОУ «Лицей №5»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» введен в
школьную программу для обучения детей правильному поведению в любых жизненных
ситуациях. В классах учатся правилам безопасности в повседневной жизни,
правильным действиям во время чрезвычайных ситуаций, в том числе оказанию
первой помощи и обороне и дает представление об основах воинской службы.
Особенностью
школьного курса ОБЖ является то, что он опирается на множество документов
разных уровней: от законов РФ до ведомственных инструкций.
·
СТРАТЕГИЯ
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;
·
Доктрина
информационной безопасности РФ;
·
Федеральный
конституционный закон "О чрезвычайном положении";
·
Закон
РФ "О государственной тайне";
·
Закон
РФ "О защите прав потребителей";
·
ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера";
·
ФЗ
"О статусе военнослужащих";
·
ФЗ
"О воинской обязанности и военной службе";
·
ФЗ
"О безопасности дорожного движения";
·
ФЗ
"О пожарной безопасности";
·
ФЗ
"О радиационной безопасности населения";
·
ФЗ
"О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения";
·
ФЗ
"О безопасности гидротехнических сооружений";
·
ФЗ
"О качестве и безопасности пищевых продуктов";
·
ФЗ
"О наркотических средствах и психотропных веществах";
·
ФЗ
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
·
ФЗ
"О противодействии терроризму";
·
ФЗ
"О противодействии экстремистской деятельности";
·
ФЗ
"О свободе совести и о религиозных объединениях";
·
ФЗ
"Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей";
·
ФЗ
"Об информации, информатизации и защите информации";
·
ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
·
"Об
утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской
обороны";
·
"О
единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций";
·
"О
силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации
ЧС";
·
ГОСТ Р 22.0.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные
положения;
·
ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Техногенные ЧС. Термины и определения;
·
ГОСТ Р 22.2.07-94 Вещества взрывчатые инициирующие. Метод
определения температуры вспышки;
·
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)
·
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерацииот «17» мая
2012 г. № 413)
Требования к оснащению
кабинета ОБЖ
Школьный
кабинет Основ безопасности жизнедеятельности – элемент учебно-материальной
базы, необходимой для качественного проведения уроков и внеклассных мероприятий по программе курса ОБЖ. В кабинете
сконцентрированы нормативные, тренинговые,
дидактические материалы по разделам всех направлений школьной безопасности.
Новая школьная программа в
Российской Федерации предполагает деятельностный
подход к изучению ОБЖ и наглядность, что в первую очередь относится к оснащению
кабинетов. Наравне с учебными пособиями необходимо наличие тренажеров и
материалов для отработки полезных навыков.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕБЕЛИ В КАБИНЕТЕ ОБЖ
Кабинет ОБЖ
должен быть оснащен такой мебелью, как:
Никаких
специфических требований к мебели в кабинете ОБЖ нет. Однако использование
медицинской кушетки для отработки навыков оказания первой помощи поощряется.
ТРЕБОВАНИЯ К
ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ КЛАССА ОБЖ
Система российского образования
поощряет наличие интерактивных материалов на уроках ОБЖ. Эффективность
подобного обучения в несколько раз выше обычного. Для обеспечения правильного
процесса обучения в кабинете ОБЖ желательно применение следующих технических
средств:
ТЕХНИЧЕСКИ ОСНАЩЕННЫЙ КЛАСС ОБЖ: Интерактивный стрелковый тир
Многие учебные материалы используются в цифровом формате: аудиозаписи, видеофильмы,
таблицы, документы, изображения и даже игры. Наличие таких данных на
электронных носителях существенно расширяет возможности обучения, при этом
экономит пространство в кабинете. Часть таблиц и плакатов хранится именно в электронном виде.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ
В комплект пособий и оборудования входят материалы по пяти основным разделам:
Все материалы делятся на 5 категорий:
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ РЕАНИМАЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наличие интерактивных материалов
позволит получить наглядное представление об опасных ситуациях, помочь
распознать их в жизни. Демонстрация видео, особенно документального, дает
понимание реальной картины событий и действий людей при ЧС.
Отработка на тренажерах приемов
реанимации – единственная возможность получить практику, чтобы в будущем не
растеряться в критической ситуации.
Учебное оборудование для ОБЖ
прекрасно подходит для моделирования и ролевых игр при создании потенциально
опасных ситуаций. Лицеисты могут проявить себя и применить знания по предмету,
оказать медицинскую помощь и даже провести учебную спасательную операцию.
Министерство образования и науки предлагает для использования в работе рекомендуемые материально-технического оснащения учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (приложение). Нормативы утверждены совместным приказом Министра Обороны Федерации и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (далее - Инструкция) с целью приведения в соответствие с инструкцией материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Инструкцией определены следующие функции руководителей образовательных учреждений:
- организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы;
- обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения.
Для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы:;
- организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан;
- оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет;
- участвуют в организации учебных сборов;
- взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов.
Для качественного исполнения вышеуказанных функций в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствии (не менее трех), стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Приложение
Рекомендуемые нормативы
материально-технического оснащения образовательных учреждений
для обучения граждан начальным знаниям в области обороны
и их подготовке по основам воинской службы.
Материально – техническая
база кабинета ОБЖ МБОУ «Лицей№5»
Основное оборудование |
|
Сейф оружейный |
|
Технические средства |
|
Дополнительное вариативное оборудование |
|
Планшетный компьютер (лицензионное программное обеспечение,
образовательный контент, система защиты от вредоносной информации) |
|
Компьютер ученика (лицензионное программное обеспечение, образовательный
контент, система защиты от вредоносной информации) |
|
Демонстрационное оборудование и приборы |
|
Основное оборудование |
|
Дозиметр |
|
Газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией
показателей |
|
Защитный костюм |
|
Измеритель электропроводности, кислотности и температуры |
|
Компас-азимут |
|
Противогаз взрослый, фильтрующе-поглощающий |
|
Респиратор |
|
Образовательный модуль по освоению безопасности дорожного движения |
|
Дополнительное вариативное
оборудование |
|
Аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения |
|
Электрифицированная модель транспортного и пешеходного светофоров с
«Виртуальным учителем» |
|
Лабораторно-технологическое
оборудование для оказания первой помощи |
|
Основное оборудование |
|
Дыхательная трубка (воздуховод) |
|
Гипотермический пакет |
|
Индивидуальный перевязочный пакет |
|
Индивидуальный противохимический пакет |
|
Бинт марлевый медицинский нестерильный |
|
Бинт марлевый медицинский нестерильный |
|
Вата медицинская компрессная |
|
Косынка медицинская (перевязочная) |
|
Повязка медицинская большая стерильная |
|
Повязка медицинская малая стерильная |
|
Булавка безопасная |
|
Жгут кровоостанавливающий эластичный |
|
Комплект шин складных средний |
|
Шина проволочная (лестничная) для ног |
|
Шина проволочная (лестничная) для рук |
|
Носилки санитарные |
|
Лямка медицинская носилочная |
|
Пипетка |
|
Термометр электронный для измерения температуры тела |
|
Модели (объемные и плоские), натуральные объекты |
|
Основное оборудование |
|
Комплект массо-габаритных
моделей оружия |
|
Магазин к автомату Калашникова с учебными патронами |
|
Стрелковый тренажер |
|
Макет простейшего укрытия в разрезе |
|
Тренажер для оказания первой помощи на месте происшествия |
|
Имитаторы ранений и поражений для тренажера-манекена |
|
Тренажер для освоения навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и
ребенка |
Изменение
военно-политической обстановки в мире, коренное преобразование нашего
государства, принятая Концепция национальной безопасности Российской Федерации,
проходящая реформа армии, переоценка взглядов в военной доктрине существенно
изменили подходы морально-психологической подготовки молодежи к воинской
службе. Формирование морально-психологической готовности граждан к защите
Отечества стало, как отмечено в Основных положениях военной доктрины Российской
Федерации, одним из направлений социально-политического обеспечения военной
безопасности России.
Подготовка юношей к воинской службе, создание благоприятных условий для формирования у них необходимых морально-психологических качеств в процессе обучения в лицее во многом способствует решению этой проблемы, позволяет юношам успешно преодолевать трудности, связанные с воинской службой, и в более короткие сроки овладевать современным оружием и военной техникой, что в первую очередь необходимо для надежной защиты Родины.
Сокращение сроков действительной воинской службы в Вооруженных Силах России и появление возможности службы по контракту значительно повысили требования армии к состоянию морально-психологической готовности юношей к воинской службе.
Основные морально-психологические
качества, необходимые для воинской службы, формируются не стихийно, а в
процессе всей человеческой жизни. Огромная роль в формировании этих качеств принадлежит лицею. Воспитание патриотизма — одна из важнейших задач лицея.
Индивидуальное развитие воина — молодого человека — осуществляется через совершенствование отдельных психических процессов, свойств и качественного изменения личности в целом. Это наглядно проявляется при сравнении знаний, навыков, умений, мастерства, морально-психологических качеств младшего школьника и старшеклассника-допризывника, а затем солдата, только что призванного в армию, и далее -воина, уволившегося в запас.
Важнейшее методологическое значение для теории и практики формирования морально-психологической готовности имеют положения о роли идей в развитии общества, о роли личности в истории, о соотношении общественного и индивидуального сознания. Эти положения нацеливают на необходимость постоянного изучения нравственных качеств молодежи, ее устремлений, намерений, а также вопросов участия школы в формировании у допризывников патриотизма, повышения эффективности всей учебно-воспитательной работы школы.
Военно-теоретические основы морально-психологической готовности к службе в Вооруженных Силах отражены в положениях военной доктрины, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и военной науки, которая решает актуальные проблемы морально-психологической готовности к воинской службе и определяет пути ее формирования.
Современное мощное и сверхмощное оружие, новейшая техника, созданная на основе электроники, автоматизации и механизации, меняют лицо современной армии.
Добро и зло – эти вечные незыблемые понятия идут нога в ногу в современном мире. Мир, доброта, мама, семья, школа, родина – ни у кого не возникнет сомнений в том, что все это можно назвать одним словом «добро». Но существует на планете чума, носящая название «терроризм». Если несколько десятков лет назад многие и не догадывались о сути и значении этого ужасного явления, то сегодня о нем необходимо не только знать, но и быть наготове, чтобы не оказаться заложником ситуации. Вот почему учителя на классных часах вынуждены знакомить детей с правилами антитеррористической безопасности в школе.
Трудно объяснить ученикам младших и средних классов, что такое терроризм. Как можно рассказать ребенку, что взрослые люди способны из-за своих политических, религиозных, экономических игр подвергать опасности жизни многих других людей, которые зачастую выступают, как бы это жестоко ни звучало, разменной монетой? Особенно, если речь идет о ни в чем неповинных детях, как это было с двумя сотнями учеников бесланской школы в 2004 году, погибших от пуль террористов.
Но таковы суровые реалии нашей жизни. Мероприятия по антитеррористической безопасности, включающие беседы, ситуационные игры, наглядно объясняющие школьникам, как вести себя в случае террористической угрозы, – это необходимость. Дети должны уметь систематизировать знания, анализировать информацию, принимать решения о том, как вести себя в экстренной ситуации, оказавшись в заложниках, оказывать себе и окружающим элементарную медицинскую помощь.
Если обобщить, то во время занятий на тему терроризма педагоги должны раскрывать детям следующие аспекты:
·
четкое
разграничение добра и зла;
·
обсуждение
проблемы терроризма с приведением примеров;
·
изучение
основ антитеррористической безопасности;
·
работа
в группах;
·
подведение
итогов.
В конце занятия дети не должны быть напуганы. Они должны осознать, что бояться террора не нужно. Со злом необходимо бороться, а зная, как следует действовать в экстремальной ситуации, это делать легче.
Основные
меры антитеррористической безопасности заключаются в следовании правилам
поведения при теракте, действиях при захвате в заложники, обращении с опасными
предметами, поведении в толпе напуганных людей. Никто, ни родители, ни учителя,
ни правоохранительные органы не могут помочь в таких ситуациях, ведь опасность
может поджидать и в маршрутке, и в метро. Внимательность, осмотрительность,
акценты на необычных мелочах (чужая машина во дворе, оставленный без присмотра
пакет или коробка, подозрительный человек и тд.) –
это то, что может спасти жизнь не одному человеку. Но только взрослые должны
предпринимать меры по устранению угрозы! Трогать подозрительные тюки, сумки и
коробки запрещено!
Если ситуация вышла из-под контроля, и ребенок оказался в руках террористов, он не должен им перечить, бунтовать, пытаться убежать. Спокойствие, покладистость, терпение, вежливость – главные помощники. Ребенок должен знать, что безопасные места – это дверные проемы, углы, любые выемки в стенах. А если помощь подоспела, но его несет течение напуганной толпы, то следует держаться в ее центре, не высовывать руки, не наклоняться за упавшими вещами, сторониться неподвижных предметов (решетки, столбы, стены).
Надеемся, эти знания так и останутся чистой теорией, которая никогда ребенку не пригодится на практике, но не зря говорят «информирован – значит, вооружен». Мира и ясного неба над головой всем людям планеты!
При организации подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады встает вопрос о выборе учебников и учебно–методической литературы раскрывающей обязательное базовое содержание предметной области ОБЖ.
При подготовке школьников к школьному и муниципальному этапу Олимпиады целесообразно использовать уебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования (авторы В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.Н. Вангородский и др. издательство «Дрофа»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов (под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л. Воробьева, издательство «Астрель»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов (автор И.К. Топоров, издательство «Просвещение»).
При подготовке школьников к школьному и муниципальному этапу Олимпиады и освоения учебного материала изучаемого на ступени среднего общего образования целесообразно использовать учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для среднего (полного) общего образования (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский и др. издательство «Дрофа»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (авторы А.Т. Смирнов и др., издательство «Просвещение»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (под редакцией Ю.Л. Воробьева, издательство «Астрель»); мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса (под редакцией С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, издательство ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение»).
В целом для преподавания учебного предмета ОБЖ рекомендуется использовать любое учебное пособие, включенное в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательных учреждениях.
В процессе подготовки к Олимпиаде идет поиск и Интернет-ресурсов поддерживающих вопросы методической работы учителя по основам безопасности жизнедеятельности, разработки содержания и степени сложности теоретических и практических олимпиадных заданий.
К таким Интернет-ресурсам можно отнести:
1. http://window.edu.ru/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
2. http://www.obzh.info - информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
3. http://www.1september.ru - веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
4. http://www.school-obz.org - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
5. http://teachpro.ru - Обучение через Интернет
6. http://www.km-school.ru - Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
7. http://www.eidos.ru - Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
8. http://kombat.com.ua/stat.html - Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
9. http://www.spas-extreme.ru - Портал детской безопасности